Толстой Лев Николаевич - О Народном Образовании
Л.Н.Толстой
О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Народное образование всегда и везде представляло и представляет одно,
непонятное для меня, явление. Народ хочет образования, и каждая отдельная
личность бессознательно стремится к образованию. Более образованный класс
людей - общества, правительства - стремится передать свои знания и образовать
менее образованный класс парода. Казалось, такое совпадение потребностей
должно было бы удовлетворить как образовывающий, так и образовывающийся класс.
Но выходит наоборот. Народ постоянно противодействует тем усилиям, которые
употребляет для его образования общество или правительство, как представители
более образованного сословия, и усилия эти большею частью остаются
безуспешными. Не говоря о школах древности - Индии, Египта, древней Греции и
даже Рима, устройство которых нам так же мало известно, как и народное
воззрение на эти учреждения, явление это поражает нас в европейских школах со
времен Лютера до нашего времени.
Германия, родоначальница школы, почти 200-летнею борьбой не успела еще
покорить противодействия народа школе. Несмотря ни на назначения заслуженных
солдат инвалидов в учителя Фридрихами, несмотря на строгость закона, 200 лет
существовавшего, несмотря на приготовление учителей самого нового фасона в
семинариях, несмотря на все чувство покорности закону немца, -
принудительность школы еще до сей поры всею силою тяготеет над народом;
немецкие правительства не решаются уничтожить закон обязательности школ.
Германия может гордиться только образованием народа по статистическим
сведениям, народ же по-прежнему, большею частью, выносит из школы только
отвращение к школе. Франция, несмотря на переходы образования из рук короля к
директории и из рук директории в руки духовенства, так же мало успела в деле
народного образования, как и Германия, и еще меньше, говорят историки
образования, судящие по официальным отчетам. Во Франции серьезные
государственные мужи предлагают еще теперь, как единственное средство победить
противодействие парода, - введение закона принуждения. В свободной Англии, где
не могло и не может быть мысли введения такого закона - о чем многие, однако,
соболезнуют - не правительство, а общество всеми возможными средствами
боролось и борется по сие время с еще сильнее, чем где-нибудь, выражающимся
противодействием народа школам. Школы вводятся там отчасти правительством,
отчасти частными обществами. Громадное распространение и деятельность этих
религиозно-филантропически-образовательных обществ в Англии лучше всего
доказывают ту силу отпора, которую встречает там образовывающая часть народа.
Даже новое государство, Северо-Американские Штаты, не обошло этой трудности и
сделало образование полупринудительным. Что и говорить о нашем отечестве, где
народ еще большею частью озлоблен против мысли о школе, где образованнейшие
люди мечтают о введении немецкого закона школьного принуждения и где все
школы, даже для высшего сословия, существуют только под условием приманки чина
и вытекающих из него выгод. До сих пор детей везде почти силою заставляют идти
в школу, а родителей, строгостью закона или хитростью - предоставлением выгод,
заставляют посылать своих детей в школу; а народ сам собой везде учится и
считает образование благом.
Что ж это такое? Потребность образования лежит в каждом человеке; народ
любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания. Правительство
и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря на все насили