a6ceabdc     

Толстой Лев Николаевич - Об Искусстве



Л.Н.Толстой
ОБ ИСКУССТВЕ
Произведение искусства хорошо или дурно от того, что говорит, как говорит
и насколько от души говорит художник.
Для того чтобы произведение искусства было совершенно, нужно, чтобы то,
что говорит художник, было совершенно ново и важно для всех людей, чтобы
выражено оно было вполне красиво и чтобы художник говорил из внутренней
потребности и потому говорил вполне правдиво.
Для того чтобы то, что говорит художник, было вполне ново и важно, нужно,
чтобы художник был нравственно просвещенный человек, а потому не жил бы
исключительно эгоистичной жизнью, а был участником общей жизни человечества.
Для того чтобы то, что говорит художник, было выражено вполне хорошо,
нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы, работая, так же
мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах
механики, когда ходит.
А чтобы достигнуть этого, художник никогда не должен оглядываться на свою
работу, любоваться ею, не должен ставить мастерство своей целью, как не должен
человек идущий думать о своей походке и любоваться ею.
Для того же, чтобы художник выражал внутреннюю потребность души и потому
говорил бы от всей души то, что он говорит, он должен, во-первых, не
заниматься многими пустяками, мешающими любить по-настоящему то, что
свойственно любить, а во-вторых, любить самому, своим сердцем, а не чужим, не
притворяться, что любишь то, что другие признают или считают достойным любви.
И для того чтобы достигнуть этого, художнику надо делать то, что делал Валаам,
когда пришли к нему послы и он уединился, ожидая бога, чтобы сказать только
то, что велит бог: и не делать того, что сделал тот же Валаам, когда,
соблазнившись дарами, пошел к царю, противно повелению бога, что было ясно
даже ослице, на которой он ехал, но не видно было ему, когда корысть и
тщеславие ослепили его.
Из того, до какой степени достигает произведение искусства совершенства в
каждом из этих трех родов, вытекает различие достоинств одних произведений от
других. Могут быть произведения 1) значительные, прекрасные и мало задушевные
и правдивые; могут быть 2) значительные, мало красивые и мало задушевные и
правдивые; могут быть 3) мало значительные, прекрасные, и задушевные, и
правдивые и т. д. во всех сочетаниях и перемещениях.
Все такие произведения имеют свои достоинства, но не могут быть признаны
совершенными художественными произведениями. Совершенным произведением
искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и
выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне
задушевно и потому вполне правдиво. Такие произведения всегда были и будут
редки. Все же остальные произведения, несовершенные сами собой, разделяются по
основным условиям искусства на три главные рода: 1) произведения, выдающиеся
по значительности своего содержания, 2) произведения, выдающиеся по красоте
формы, и 3) произведения, выдающиеся по своей задушевности и правдивости, но
не достигающие, каждое из них, того же совершенства в двух других отношениях.
Все три рода эти составляют приближение к совершенному искусству и
неизбежны там, где есть искусство. У молодых художников часто преобладает
задушевность при ничтожности содержания и более или менее красивой форме, у
старых наоборот; у трудолюбивых профессиональных художников преобладает форма
и часто отсутствует содержание и задушевность.
По этим трем сторонам искусства и разделяются три главные ложные теории
искусства, по



Содержание раздела