Толстой Лев Николаевич - Часовщик
Лев Николаевич Толстой
Часовщик
Что делает часовщик, собирая часы, если он мастер и точно умеет делать
часы?
Все пальцы его заняты: одни держат колесо, другие подставляют ось, третьи
придвигают шестерню. Все это делает он с мягкостью, с нежностью. Он знает,
что не только если он грубо засунет одно в другое, если даже чуть наляжет
неловко на одну часть, забыв другую, то все разлетится, и ему лучше не
делать этого дела, если он не может отдать всех своих сил. Это говорю я вот
к чему.
Сначала люди живут, не зная зачем, живут только в свое удовольствие,
которое и подменивает им вопрос: "зачем?" Но потом приходит время для
каждого разумного существа, он спрашивает: "зачем?" и получает тот ответ от
Христа, который все мы знаем: "чтоб делать дело божие".
Неужели же дело божие или менее важно, или менее сложно, чем часы? Неужели
можно делать дело божие с плеча, и все выйдет?
В часах нельзя надавить не на ту часть, какую надо, а защитники мирской
жизни говорят: "что тут разбирать, не входит в место, бацни молотком
хорошенько, прямо войдет". Им все равно, что сплюснется все остальное. Они и
не видят этого.
В часах нельзя работать без полного внимания и, так сказать, любви ко всем
частям.
Неужели же можно так работать дело божие?
Хорошо так с плеча делать дело божие (т. е. жить не в любви с братьями)
тому, кто не совсем верит, что его дело есть дело божие. Но когда человек
поверит, что смысл его жизни только в том, чтобы содействовать соединению
людей, то он не может не отдаться весь тому, дело кого он делает, не может
уже без осторожности, внимания и любви относиться ко всем людям, с которыми
он соприкасается, потому что все люди - это колеса, шестерни, шпеньки дела
божиего.
Разница между человеком и часовщиком только та, что часовщик знает, что
выйдет из всех частей, человек же, делая дело божие, не знает, не видит
внешней стороны дела. Человек скорее - подмастерье, который подает, очищает,
смазывает и отчасти соединяет составные части неизвестных ему по форме, но
известных ему по сущности (благо) часов.
Я хочу сказать, что у человека, верующего в то, что жизнь есть исполнение
дела божиего, должны выработаться серьезность, внимательность, осторожность
в сношениях с людьми, такая внимательность, при которой невозможны
скрипение, насилие, поломка, а все всегда будет мягко и любовно не для
своего удовольствия, а для того, что это - единственное условие, при котором
возможно дело божие. А нет этого условия, то одно из двух: или выработать
это условие, или бросить дело божие и не обманывать ни себя, ни других. Как
часовщик прекращает работу, как только дерет и скрипит, так и человек
верующий должен остановиться, как только есть нелюбовное отношение к
человеку, и он должен знать, что, как бы ни казался ему неважным этот
человек, важнее отношений к этому человеку, пока с ним скрипит, нет ничего.
И это так, потому что человек есть необходимое колесо в деле божием, и пока
он не войдет туда, куда следует ему войти, любовно, все дело стало.
Сношение между людьми обязывает их к тому, чтобы найти и в каждом из них,
и в себе "сына человеческого", соединиться в нем, вызвать и в себе, и в нем
желания сближения, т. е. любви. Скажут: трудно найти это.
Только обращайтесь, как часовщик: нежно, осторожно, не для себя, а для
дела, и оно найдется само собой.
Происходит разъединение только от того, что я силой хочу вогнать ось не в
то колесо. Если оно не подходит так или иначе, поправляйся: место ему есть,
оно нужн