Толстой Лев Николаевич - Что Такое Религия И В Чем Сущность Ее
Лев Толстой
Что такое религия и в чем сущность ее?
I
Всегда во всех человеческих обществах, в известные периоды их жизни,
наступало время, когда религия сначала отклонялась от своего основного
значения, потом, все более и более отклоняясь, теряла свое основное значение
и, наконец, замирала в раз установленных формах, и тогда действие ее на
жизнь людей становилось все меньше и меньше.
В такие периоды образованное меньшинство, не веря в существующее
религиозное учение, делает только вид, что верит в него, находя это нужным
для удержания народных масс в установленном строе жизни; народные же массы,
хотя и держатся по инерции раз установленных форм религии, в жизни своей не
руководятся уже требованиями религии, а только народными обычаями и
государственными законами.
Так это было много раз в различных человеческих обществах. Но никогда
не было того, что происходит теперь в нашем христианском обществе. Никогда
не было того, чтобы богатое, властвующее и более образованное меньшинство,
имеющее наибольшее влияние на массы, не только не верило в существующую
религию, но было бы уверено в том, что в наше время религии уже никакой не
нужно, и внушало бы людям, сомневающимся в истинности исповедуемой религии,
не какое-либо более разумное и ясное религиозное учение, чем то, которое
существует, а то, что религия вообще отжила свое время и стала теперь не
только бесполезным, но и вредным органом жизни обществ, вроде того, как
слепая кишка в организме человека. Религия изучается этого рода людьми не
как нечто известное нам по внутреннему опыту, а как внешнее явление, как бы
болезнь, которою бывают одержимы некоторые люди и которую мы можем
исследовать только по внешним симптомам.
Религия, по мнению одних из этих людей, произошла от одухотворения всех
явлений природы (анимизм), по мнению других, - из представления о
возможности отношений с умершими предками, по мнению третьих, - из страха
перед силами природы.
А так как, рассуждают далее ученые люди нашего времени, наука доказала,
что деревья и камни не могут быть одушевлены, и умершие предки уже не
чувствуют того, что делают живые, и явления природы объясняемы естественными
причинами, то и уничтожилась и необходимость в религии, и во всех тех
стеснениях, которые, вследствие религиозных верований, налагали на себя
люди. По мнению ученых, был период невежественный - религиозный. Этот период
уже давно пережит человечеством, остались редкие, атавистические признаки
его. Потом был период метафизический, и этот пережит. Теперь же мы,
просвещенные люди, живем в периоде научном, в периоде позитивной науки,
которая заменяет религию и ведет человечество на такую высокую степень
развития, до которой оно никогда не могло бы достигнуть, подчиняясь
суеверным религиозным учениям.
В начале нынешнего 1901 года французский знаменитый ученый Вerthelot
произнес речь, в которой он сообщил своим слушателям мысль о том, что время
религии прошло и что религия теперь должна быть заменена наукой. Я цитирую
эту речь потому, что она первая попалась мне под руку и произнесена была в
столице образованного мира всеми признанным ученым, но та же мысль
выражается беспрестанно и везде, начиная от философских трактатов до
газетных фельетонов. Г-н Бертело говорят в этой речи, что были прежде два
начала, двигавшие человечество: сила и религия. Теперь же двигатели эти
стали излишни, потому что на место их стала наука. Под наукой же г-н
Бертело, очевидно, разумеет, как и все люди, верующие