a6ceabdc     

Толстой Лев Николаевич - Суеверие Государства



Лев Толстой
Суеверие государства
От издателя
Предлагаемая книжка "Суеверие государства", составленная Л.Н.Толстым в
1910 году, представляет собой одну из частей большого последнего
предсмертного труда Льва Николаевича "Путь жизни", изданного под его
наблюдением нашим издательством в виде 80-ти отдельных выпусков и в одном
большом томе.
Эта часть по цензурным условиям не могла появиться при старом порядке в
России. Глубоко радуюсь, что могу выпустить теперь в свет эту книжку,
огромного, по-моему, значения.
Часть мыслей, заключающихся в ней, подписана именами других мыслителей
и писателей, но все эти мысли не только выбраны Львом Николаевичем из тех,
которые особенно верно и глубоко выражают собственные его взгляды на
государство, но и подвергались такой сильной его обработке, что могут
считаться почти как бы его собственными мыслями о том вопросе, который имеет
такое огромное значение в жизни человечества.
Пусть же теперь, звуча из-за могилы, из вечности, великий голос
Толстого поможет человечеству стряхнуть с себя тяготеющие над ним
заблуждения и великими усилиями духа освободиться из векового рабства
призракам, созданным и поддерживаемым самими же людьми, страдающими в этом
рабстве.
И.Горбунов-Посадов Август 1917 г.
I. В чем ложь и обман учения о государстве
1.
Лжеучение государства состоит в признании себя соединенным с одними
людьми одного народа, одного государства, и отделенным от остальных людей
других народов и других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга
и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него
человек только тогда когда признает в себе духовное начало жизни, которое
одно и то же во всех людях. Признавая это начало, человек уже не может
верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено
Богом.
2.
Разумно любить добродетель, уважать подвиги, признавать добро, откуда
бы мы его ни получали, и даже лишаться своего удобства для славы и выгоды
того, кого любишь, и кто того заслуживает: таким образом, если жители страны
нашли такое лицо, которое показало им большую мудрость, чтобы охранять их,
большую храбрость, чтобы их защищать, и великую заботу, чтобы управлять
ими,- и если вследствие этого они привыкли повиноваться ему так, чтобы
предоставить ему некоторые выгоды, я не думаю, чтобы это было неразумно.
Но, Боже мой! Как назовем мы то, когда видим, что большое число людей
не только подчиняются, но раболепствуют перед одним человеком или перед
немногими некоторыми людьми,- и раболепствуют так, что не имеют ничего
своего: ни имущества, ни детей, ни даже самой жизни, которые бы они считали
своими, и терпят грабежи, жестокости не от войска, не от варваров, но от
одного человека и не от Геркулеса или Самсона, но от людей большей частью
очень плохих в нравственном отношении. Как назовем мы это? Скажем ли мы, что
такие люди трусы? Если бы два, три, четыре не защитились бы от одного, это
было бы странно, но все-таки возможно, и можно было бы сказать, что это от
недостатка мужества, но если сто тысяч людей , сто тысяч деревень, миллион
людей не нападут на тех немногих, от которых все страдают, будучи их рабами,
то что это за удивительное явление?
А между тем это совершается во всех странах со всеми людьми,-
совершается то, что несколько людей властвуют над стами тысячами деревень и
лишают их свободы; кто бы поверил этому, если бы только слышал, а не видел
это. И если бы это можно было видеть только в чужих и удаленных зем



Содержание раздела