a6ceabdc     

Томашевский Н - Карло Гоцци



Н. Томашевский
Карло Гоцци
Карло Гоцци (1720-1806)
"Вооружившись за мнимые заслуги похвалами, коих добиваются любыми
средствами обман и лицемерие... Гольдони утверждал, что огромный успех его
театральных пьес лучше всего свидетельствует об его действительных заслугах и
что одно дело заниматься тонкой словесной критикой, а другое - писать вещи,
всеми признанные и приветствуемые толпой на публичных представлениях... Тогда
я, нисколько не чувствуя себя уязвленным, высказал однажды мысль, что
театральный успех не может определить качества пьесы и что я берусь достигнуть
гораздо большего успеха сказкой "О любви к трем Апельсинам", которую бабушка
рассказывает своим внучатам, переделав ее в театральное представление"1.
Так - если верить словам Гоцци - родились его десять сказок для театра.
Гоцци пытается уверить читателя, что начал он писать свои сказки, или "фьябы",
"на спор", в чисто полемических целях, желая доказать противникам, что успехом
у публики будет пользоваться любой вздор, лишь бы он обладал качеством
новизны: "Недоверчивые усмешки и колкости только разожгли мое упрямство и
заставили меня приняться за это своеобразное испытание".
В 1760 году Гоцци написал свою первую театральную сказку "Любовь к трем
Апельсинам". После того как она была прочитана коллегам по академии
Гранеллески и при общем веселье ими одобрена, Гоцци отдал пьесу знаменитому
комику комедии дель арте Сакки. В дни зимнего карнавала 1761 года, 25 января,
она была показана венецианской публике с подмостков театра Сан-Самуэле.
"Неожиданная новизна и оригинальность этой сказки, переделанной для театра,
которая в то же время была смешной пародией на сочинения Гольдони и Кьяри и
заключала в себе кое-какой аллегорический смысл, произвела такой забавный и
сильный переворот во вкусах публики, что оба писателя сразу увидели свое
падение как бы отраженным в зеркале.
Кто мог предугадать, что эта искра фантастики сумеет испепелить увлечение
теми сценическими представлениями, которые пользовались прежде таким успехом,
и воспламенит интерес, продержавшийся в течение стольких лет, к веренице
детских сказок? Но такова судьба!" - восклицает Гоцци. Увлекаясь рассказом о
своем успехе, Гоцци не замечает, как он подправляет самого себя. Дело-то
оказалось не просто в "новизне", не в том, что простодушного, невежественного
зрителя - а Гоцци именно так оценивает его в своих "Бесполезных мемуарах" -
можно увлечь любым дурацким представлением. Скорее всего уже с самого начала,
то есть с пьесы "Любовь к трем Апельсинам", Гоцци усматривал в
театрализованной сказке огромные возможности для контрастного совмещения
сказочного, реально-бытового и буффонного элементов. Это, так сказать,
внешние, "стилистические" признаки облюбованного им жанра. Но это еще не самое
трудное и, главное, не то еще, что может создать прочный успех фьябам.
"Следует заметить, - пишет Гоцци в своих "Мемуарах", - что сказочный род
театральных представлений, вызывающий интерес публики и удерживающийся на
сцене, много труднее всех других жанров драматических произведений. И если
подобного рода пьесы обладают импонирующей, чарующей таинственностью,
приковывающей внимание новизной и опьяняющим красноречием", они еще "никогда
не произведут должного впечатления и не оправдают огромных затрат и труда
наших бедных актеров". Чтобы произвести это "должное впечатление", они должны
заключать в себе "философские мысли", "остроумную критику", "диалоги,
исходящие из глубины души", и "прежде



Содержание раздела