a6ceabdc     

Топорищев Фома Евграфович - Избранное



Фома Евграфович Топорищев
Избранное
МОРАЛИСТ
(вместо предисловия)
Российские почвы хороши, оттого,
что удобрены талантами.
Ф.Е.Топорищев
Просвещенному читателю многие фразы и афоризмы,
помещенные в настоящем сборнике, вероятно,
покажутся хорошо знакомыми. Действительно, часть
из них уже была опубликована в небольшом сборнике
с довольно непритязательным названием: "Раздумья".
Тем не менее, издание сие с удивительной быстротой
разошлось в оригиналах и рукописных списках по
всем городам и весям России.
Кто же автор этого небольшого по объему, но
удивительно емкого по содержанию сборника?
Свое имя этот человек скрыл под псевдонимом
"Моралист", и лишь небольшому кругу лиц было известно
настоящее имя автора: Фома Евграфович Топорищев.
Появление упомянутого сборника буквально
всколыхнуло передовую общественную мысль. Меткие
изречения и глубокие афористические высказывания,
которые до сей поры казались гербарием, собранным на
культурной ниве передовой российской интеллегенции,
явились на поверку плодом ума одинокого мыслителя,
деревенского затворника, пребывавшего доселе в полной
безвестности.
О жизни и творчестве Фомы Евграфовича мы знаем до
обидного мало. Его произведения распространялись
главным образом изустно, и только в конце жизни
близким друзьям удалось подготовить единственный
прижизненный сборник, содержавший лишь ничтожную
часть литературно-философского наследия писателя,
причем, автор не пожелал даже открыть свое настоящее
имя.
Но и этого было довольно! Слава, которой он не
добивался, явилась непрошенной гостьей, но самому
Фоме Евграфовичу уже не суждено было вкусить ее
плоды. Ровно через три месяца после выхода сборника в
свет, автор скончался и был скромно похоронен на
тихом деревенском кладбище в селе Нижняя Покровка
Саратовской губернии. И только после его смерти
псевдоним был раскрыт.
Мы не беремся в этом кратком предисловии раскрыть
истоки и всю глубину таланта Фомы Топорищева - они
еще ждут своего исследователя. Ограничимся лишь
некоторыми пояснениями, могущими пролить свет на
некоторые особенно блестящие грани таланта, и помочь
вдумчивому читателю понять все значение творчества
писателя для российской (и только ли?) культуры XIX
столетия.
Еще современники отмечали, что стиль и форма
выражения мысли Топорищева напоминают манеру
творчества таких выдающихся моралистов XVII века, как
Ларошфуко, Паскаль и Лабрюйер. И хотя автор
решительно отвергал афористическую манеру, как
средство выражения мысли, и не считал свои творения
афоризмами, именно афоризм в прямом смысле этого
слова был его стихией.
Здесь также уместно вспомнить более удачливого
предшественника Топорищева - Козьму Пруткова. Но если
последний был в большей мере литератором: мастером
фразы, блестящим стилистом, то Фому Топорищева
следует воспринимать в первую голову, как ярчайшего
философа и просветителя своего времени. Не образ, но
суть того или иного явления, характера - вот что
являлось предметом его пристального внимания.
Топорищев глубоко понимал основные черты своей
эпохи - во многом сложные и противоречивые. Весь свой
богатый жизненный опыт, весь талант он употребил на
то, чтобы по мере сил способствовать возрождению
здоровых нравственных устоев общества. Лишенный дара
политического видения главных причин общественного
прогресса, он, тем не менее, чутко улавливал основные
тенденции в общественной жизни того времени. Он не
мог не замечать деградации моральных устоев и считал
своим общест



Содержание раздела